Размер шрифта
Цветовая схема
Обычная версия сайта

Нормативные документы

ПоясненияДокументы

Пояснения по вопросу применения технических стандартов при оценке качества жизни граждан, получающих социальные услуги в стационарной форме, и по поводу пилотного учреждения для оценки качества жизни

Ярмолюк С.Р., юрист, и.о. начальника ГКУ АО «Госюрбюро»
19.05.2016

Различных технических стандартов, так или иначе относящихся к организации деятельности учреждений социального обслуживания, оказывающих услуги в стационарной форме, существует довольно много. Однако в большинстве случаев они либо касаются только проектирования и строительства зданий и сооружений, либо являются добровольными для исполнения.

В частности, в дополнение к направленному перечню стандартов предлагаю обратить внимание на следующие стандарты:

  • ГОСТ Р 52882-2007. Социальное обслуживание населения. Специальное техническое оснащение учреждений социального обслуживания, утв. Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 560-ст;
  • ГОСТ Р 53058-2013 "Социальное обслуживание населения. Социальные услуги гражданам пожилого возраста"
  • ГОСТ Р 52496-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Основные положения, утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 N 533-ст.

Сложность применения данных технических стандартов и иных документов прежде всего в том, что они зачастую являются рекомендательными либо содержат альтернативные варианты их соблюдения. Кроме того, они редко приводятся в соответствие с изменениями законодательства. Поэтому возникают существенные противоречия даже в части применяемых понятий и терминов.
Для того чтобы составить перечень всех таких стандартов и проверить степень их обязательности и соответствия действующим нормативным правовым актам, потребуется очень много времени. (Поиск такой готовой информации в открытом доступе не дал результата.) Кроме того, с точки зрения конкретной задачи проекта, т.е. оценки качества жизни, я не вижу необходимости в выполнении такой работы.

Большая часть (если не все) зданий учреждений социального обслуживания строились довольно давно в соответствии с существовавшими тогда стандартами. Буквальное применение в таких случаях каких-то современных стандартов будет крайне затруднительным.

Конечно, при осуществлении оценки качества жизни можно и нужно выявлять и фиксировать факты, явно, по мнению экспертов, препятствующие созданию и поддержанию нормального качества жизни. После фиксации их целесообразно проанализировать с точки зрения соответствия существующим нормативным правовым актам и техническим стандартам, и затем на основании этого выработать предложения и рекомендации.

Таким образом, я предлагаю проводить первичную оценку не с точки зрения соответствия каким-либо техническим стандартам, а исходя из общих жизненных принципов и критериев, которые конкретный эксперт считает правильными исходя из своего опыта и знаний. Если же на первый план выводить именно технический стандарт и проверять его соблюдение независимо от всей совокупности правовых актов и индивидуальных обстоятельств, в которых работает учреждение, то такая оценка ничем не будет отличаться от обычной прокурорской проверки или проверки пожарной инспекции.

В части обеспечения доступности в качестве общих ориентиров, на которые следует обращать внимание при проведении оценки, можно использовать общие принципы, предусмотренные Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Согласно статье 15 данного закона федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

  1. условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
  2. условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);
  3. возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
  4. сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
  5. надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
  6. дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
  7. допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;
  8. оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

Данные принципы пока являются больше целями, чем обязательными требованиями. Это связано с объективными причинами (предполагаю отсутствие достаточного финансирования) и тем, что частью 3 статьи 26 Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ предусмотрено, что указанные требования в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

Что касается ранее возведенных объектов, то той же статьей 26 закона предусмотрено, что в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и условий для беспрепятственного пользования услугами устанавливается переходный период, в течение которого федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают и реализуют в сферах установленной деятельности мероприятия по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг. У меня отсутствуют сведения о принятии органами власти Архангельской области соответствующего плана мероприятий (и выделения финансирования).

Кроме того, в соответствии с указанной статьей 15 Федерального закона № 181-ФЗ приказом Минтруда России от 30.07.2015 № 527н утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи.

В частности, пунктом 5 Порядка установлено, что руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере труда, занятости и социальной защиты, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:

а) оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий;

б) предоставление инвалидам по слуху, при необходимости, услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска на объект сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика;

в) оказание работниками органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере труда, занятости и социальной защиты, иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами;

г) наличие копий документов, объявлений, инструкций о порядке предоставления услуги (в том числе, на информационном стенде), выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также аудиоконтура в регистратуре.

Подпунктом «г» пункта 6 Порядка предусмотрено, что при предоставлении социальных услуг в организациях социального обслуживания инвалидам также обеспечивается:

  • оборудование на прилегающих к объекту территориях мест для парковки автотранспортных средств инвалидов;
  • содействие со стороны поставщиков социальных услуг в прохождении медико-социальной экспертизы;
  • предоставление бесплатно в доступной форме с учетом стойких расстройств функций организма инвалидов информации об их правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и условиях доступности их предоставления;
  • включение условий доступности предоставляемых социальных услуг, необходимых инвалиду с учетом ограничений жизнедеятельности, в индивидуальную программу предоставления социальных услуг, разрабатываемую по форме, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 ноября 2014 г. № 874н "О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг";
  • сопровождение получателя социальной услуги при передвижении по территории организации социального обслуживания, а также при пользовании услугами, предоставляемыми такой организацией.

Соответственно, в части оценки качества жизни инвалидов очень важной будет оценка наличия индивидуальных программ реабилитации инвалидов и содержания этих программ.

По поводу согласованного пилотного учреждения в общедоступных источниках информации нашел только общую юридическую информацию, размещенную на сайте http://bus.gov.ru/pub/agency/219203. Там же размещены некоторые документы, в том числе устав учреждения с изменениями.

Наименование – государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения Архангельской области "Маймаксанский психоневрологический интернат".

Для оценки такого учреждения обязательно необходимо учитывать положения Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (в том числе статьи 41, 43, 37).

В частности, статьей 41 предусмотрено, что основаниями для помещения в стационарную организацию социального обслуживания, предназначенную для лиц, страдающих психическими расстройствами, являются личное заявление лица, страдающего психическим расстройством, или лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, и заключение врачебной комиссии с участием врача-психиатра, для лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно подать личное заявление, - решение органа опеки и попечительства, принятое на основании заключения врачебной комиссии с участием врача-психиатра. Заключение должно содержать сведения о наличии у лица психического расстройства, лишающего его возможности находиться в иной организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, а в отношении дееспособного лица – также и об отсутствии оснований для постановки перед судом вопроса о признании его недееспособным.

В остальном, для общей оценки качества жизни ранее указанных правовых актов должно быть достаточно. Чтобы как-то дополнительно подготовиться к оценке качества жизни, необходима подробная информация об учреждении (в том числе техническое описание зданий: год постройки, износ, площади помещений), работниках (в том числе количество, должности), оказываемых услугах и гражданах, получающих услуги (количество, наличие инвалидности (группа), возраст, пол, виды заболеваний и т.п.)